Отделы ДДТ "Первомайский"

Объединение юных журналистов «Свой взгляд»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Дом детского творчества «Первомайский»

 

 

Малышев Александр Александрович

 

 

 

Значение фотографии в современных средствах массовой информации

(исследовательская работа)

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

Новосибирск

2017

Содержание

Введение

Глава I Фотография как средство массовой коммуникации

             § 1. История развития фотографии

             § 2. Причины усиления значения фотографии

             § 3.  Классификация фотографий на страницах СМИ.

Глава II Анализ фотографий в журнале «Русский репортер»

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность. Сейчас все более актуальной становится проблема  визуализации нашей жизни. Мир все больше становится визуальным. Значительнее в нашей повседневной жизни становится роль образов, изображений, отражающих реальную действительность. Постоянный обмен информацией, все большая нехватка времени, совершенствование технологий — все это способствует огромному интересу к фотоснимкам.

         С развитием фотографии у человечества появилась возможность сохранять изображения окружающей действительности. Люди теперь познают мир не с помощью путешествий, прочтения книг,  а с помощью изображений.   Наше восприятие нагружается яркими зрительными образами обрушивающимися на нас со страниц газет и журналов, проникающими в наше сознание с помощью цифровых технологий: интернета, телевидения, видео и конечно же фотографии. Последняя в наше время все сильнее усиливает свои позиции, становясь характерной чертой внешнего вида современных  СМИ. В некоторых изданиях массовой направленности иллюстрации преобладают над текстом. Развитие так называемой «глянцевой прессы» – лучшее тому подтверждение. Все, что возможно переносится в зрительно-  изобразительную сферу. Эта тенденция проявляется не только в росте количества иллюстраций, но и в увеличении размеров фотоизображений.  Нередко, что фотографии занимают несколько полос подряд.  Визуализация серьезно повлияла не только на развитие глянцевой прессы, но и на качественные издания, такие как «Русский репортер», «Тime» и др.  Все чаще на страницах изданий появляются сочетания "заголовок - фотография".  Влияние фотоизображений на общество огромно.

Сфера визуального восприятия  становиться  основным каналом связи с действительностью.  Мир все больше становится зрелищным. Новый тип коммуникации закрепляет и изменяет представления о мире, человек формирует новое отношение к миру с помощью  фотографии. 

Разработок по - выбранной теме не так много.  В основном это исследования направленные больше в область социологии, а вот касательно фотожурналистики  написано, очень мало. Методологическую базу составили работы Петра Штомпки – одного из известнейших социологов современности. В своей книге «Визуальная социология» автор подробно рассматривает причины всеобщей визуализации и направления ее развития. Теории, выдвинутые автором применимы и к фотографии. Развитие изображений описали  Н. Е.  Покровский и Ролан Барт.  Немалый вклад в развитие теории визуализации внесли  авторы статей в интернете.

Актуальность и новизна данного исследования состоит в том, что стремительный поток фотоизображений в частности на страницах периодической печати не так часто исследуется,  а визуализация стремительно входит в нашу жизнь. Анализ причин этого явления и его развитие автор работы будет прослеживать на основе  фотографий в журнале «Русский репортер».   

Цель данной работы – на примере журнала «Русский репортер» доказать что значение фотографии на страницах печатных изданий усиливается в настоящее время. 
В ходе работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые частично совпадают с названиями параграфов исследования:
1. Проследить историю развития фотографии
2. Выявить причины визуализации и соответственно, как одной из ее составляющих фотографии
3. Определить понятие фотографии, сформулировать ее задачи.  

4. Охарактеризовать типы фотографии на страницах журнала выявить сходства и различия между ними.
5. Установить соотношение между разными типами фотографий                                          6. Охарактеризовать изобразительно-выразительные средства фотографии и фотопублицистики
7. Определить особенности процесса восприятия фотографии
8. Провести анализ изобразительно-выразительных средств фотографии, используемых авторами журнала «Русский репортер»

9. Определить роль в фотографии как средства достижения большей убедительности при донесении информации до аудитории.

Объектом исследования выбран журнал «Русский репортер»

предмет исследования –– фотографии, публикуемые в издании «Русский репортер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Фотография как главная  часть визуализации

На тему фотографии фотоискусства и фотожурналистике написано довольно много, но мало кто из авторов занимался разработкой темы усиления значения фотографии. Большинство исследователей занимают вопросы, посвященные технической стороне съемки, спорам о том, что есть фотография, искусство ли это, а в последнее время все больше литературы издается на тему цифровой фотографии. А вот проследить путь развития и усиления значения фото выделить причинно- следственные связи такой популярности не так-то просто.

§1.1. История развития фотографию.

Физиотограф, физиотия, иконотофиз, паратофиз, физалетотип, физог, фотофиз... – все это названия, которые не прижились для открытия удивительного способа сохранения изображения,  сделанного почти два века назад. В каждом из этих слов хранятся попытки осмысления человеком фотографического процесса. Основоположник фотографии Дагер придумал эти слова для названия  своего детища.

В 1839 году открытие Ньепса и Дагера было обнародовано. Им и принадлежит приоритет первооткрывателей чуда 19 века. Название процесса закрепления изображения укрепилось не сразу. Поначалу процесс назывался Дагеротипией. В течение последующих 12 лет после обнародования в обществе имя новому виду закрепления изображения, по - видимому вызревало. Лишь в 1851 году Франсуа Арагон дал имя, ставшее интернациональным - фотография. Буквальный перевод этого слова означает: "писать светом".  

40-е начало 50-х годов 19 века – стали  периодом настоящего триумфа фотографии, ее бурного завоевания мира. Пораженная и восторженная публика быстро вошла во вкус таинственной и удивительной игры со светом. Интерес к новому виду сохранения действительности был колоссальный. Фотографирование стало забавным зрелищем и значительным событием. Более чем длительный процесс съемки, когда утомленный от продолжительного сидения клиент успевал заснуть и проснуться, не был препятствием для огромного количества желающих сфотографироваться "на память". Говорить тогда о массовом внедрении фотографии на страницы газет не приходилось, но сам факт популярности в самом начале своего появления словно предсказал успех нового открытия. Этот период стал первым  в стремительном развитии визуализации мира.

Трудности, связанные с получением изображения нисколько не убавляли интерес к фотографии. Пятнадцатилетнее царствование дагерротипа, на котором изображение могло быть получено в одном экземпляре на серебряной пластинке, сменилось чуть менее таинственным и сложным, но более совершенным, так называемым, мокроколлоидным процессом. Он властвовал в фотографии 30 лет.

Этот процесс можно назвать эпохой начала массовой визуализации с помощью фотографии.  Впервые в истории мир захлестнуло огромным потоком визуальной информации. Еще в 1846 году предприимчивый Эврар открыл в Лилле мастерскую по фотокопированию, где ежедневно печаталось до 500 снимков на бумаге. С современной точки зрения это может показаться не столь значительным. Но в истории фотографии, да и не только в ее истории, это событие имело огромное значение. Гарантированное качество и промышленный подход позволили увеличить количество обрабатываемой информации. Именно тогда фотография шагнула на страницы печати и быстро стала ее неотъемлемой частью. С середины 19 века возникает и репортерская фотография в прессе. Издаются первые богато иллюстрированные фотографиями журналы. (Такие, как например Illusstrated London News или Illusstrated American  на Западе и «Стрекоза » «Нива» «Солнце Росси» в нашей стране). Именно тогда складывается документально-реалистическое направление – прообраз современной фотожурналистики – нового языка журналистики.

 Незаметно, но основательно, фотография из модного развлечения тогдашней публики превратилась в предмет необходимости. Фото «на память» и иллюстрации на страницах прессы – уже тогда без этого нельзя было представить жизнь общества. Грандиозный по масштабам поток фотографической продукции, не иссякающий и поныне обрушился на публику того времени.

Несмотря на все преимущества мокроколлоидного процесса, в сравнении с дагерротипией, объемы производства не соответствовали спросу, который был просто громаден. Наука, производство, общественное потребление нуждались в унификации и массовом производстве фотоматериалов и аппаратуры, в простых и надежных технологиях.

В 1871 году была впервые создана сухая эмульсия. И в 1889 году Джордж Истмен начал массовое производство светочувствительной бумаги в катушках. Несколько позже он создал эмульсии на прозрачной основе, на целлулоиде, что окончательно сделало фотографию занятием массовым и позволило увеличить количество иллюстративного материала в газетах.

В начале XX века Эрнст Лейтц еще более приблизил технологию производства к требованиям массового потребления, выпустив "карманный" фотоаппарат Лейка, а к нему - длинную перфорированную пленку, позволявшую производить без перезарядки много съемок с высоким качеством. Особенно удачным, не претерпевшим изменения и поныне, был выбор формата негатива размером 24хЗ6 мм.

Через несколько десятилетий в фотографии был предпринят очередной рывок. Новую техническую революцию начал знаменитый Поляроид. В нем было автоматизировано все и, к тому же, объединено с одноступенчатым "сухим" процессом получения изображения. Щелкнул, наведя объектив на пейзаж, аппарат моментально сам определял резкость, автоматически устанавливал параметры выдержки и диафрагмы и... через минуту, без привычного затемнения, при свете дня на пластиковом листке появлялось цветное изображение весьма приличного качества.

Промышленность успела развернуться во всю мощь, но, по большому счету, эта технология неожиданно для всех опоздала. Компьютерные и электронные технологии, еще недавно только будоражившие настроения общества, где-то вдалеке от изобразительных проблем стали входить в привычный мир человечества. Фотография, как бы само собой разумеющимся образом, перешла в мир электронных осязаний и фиксации света на электронной матрице. Фотография стала цифровой. Судя по всему, полное замещение фотохимического процесса закрепления изображения на электронное, стало лишь новой технологической и вполне закономерной вехой в развитии «светописи». И, тем не менее, это все та же фотография...

§1.2. Причины распространения фотографии и массовой визуализации.

 Учитывая историю развития и становления и все вышесказанное о фотографии в первом параграфе можно сделать вывод, что в основе столь высокой популярности фотографии и распространения в обществе лежит, по сути, научно техническое развитие. От многочасового процесса дагерротипии перешли к  способу получения изображения за минуты.  Если даже каких то 20-30 лет назад процесс закрепления и сохранения изображения был довольно трудоемким, что существенно ограничивало появление большого количества фотографий на страницах газет, как впрочем и степень оперативности. К тому же снимая на пленку, фотограф не был застрахован, как и родоначальники фотомастерства от ошибок.  Потому именно благодаря развитию технологий мы имеем огромные возможности для использования фотографии сегодня. Но эта лишь одна из причин огромного распространения фотографии.

Один из современных социологов Н.Е. Покровский считает, что причиной  все большей визуализации служит базовая способность для человека к воображению и восприятию окружающей действительности через образы. С начала своего существования человек пытался сохранить информацию в изображениях и с помощью них передать. Подтверждением тому могут служить наскальные рисунки наших предков. С этой точки зрения выходит, что фотография появилась далеко не случайно. Она стала лишь одним их способов позволяющих запечатлеть окружающий мир. Заметим, что ничего не происходит на пустом месте. А фотография, по сути, изобрела не сам способ «светописи», а лишь технологию его закрепления. Потому как  способ получения изображения светом был известен до того уже тысячи лет. Например, его использовали в той же живописи. С тем лишь отличием, что вместо светочувствительных элементов кисти и краски.  Да открытие камеры обскура предвосхитило появление фотографии как таковой

Как пишет  в своей книге «Визуальная социология» Петр Штомпка «с точки зрения доминирующих свойств культуры выделяют даже три следующих друг за другом исторические эпохи: оральную, вербальную и визуальную» (Петр Штомпка «Визуальная социология» с. 13). Из этого высказывания можно сделать вывод, что наполнение страниц газет и журналов фотографиями вполне закономерно и естественно для человечества. Ведь наступила  визуальная эпоха.  А для этой эпохи характерным является усиливающее значение образов, коими являются фотографии.

По мнению Петра Штомпки визуальные проявления становятся все более заметными в общественной жизни. В основе этого лежат опять же типичные для современного общества процессы.

Во - первых это переход от индустриального этапа в обществе к информационному. Это в свою очередь ведет ко все увеличивающемуся количеству информации, которую невозможно передать вербально, с помощью письменности. Здесь свое место все более значимое место снова занимает визуальность. Она более доходчива, впечатляюща, захватывающа и быстрее и легче воспринимается. Да и к тому же 80% информации человек получает с помощью зрительных рецепторов.

Во - вторых ускоренный и более интенсивный чем кода бы то ни было рост цивилизационного и технического развития и не только в плане технологий развития фотовоспроизводства, существенно влияет на огромное количество иллюстраций в СМИ. С каждым днем появляется все больше разнообразных предметов, устройств, технологий созданных человечеством. Описывать все это нет возможности   у  современной прессы - значительно проще поместить фотографию и небольшой комментарий к ней.

Зарождение потребительского общества внесло свои коррективы в тематику массовых изданий. Потребитель теперь диктует свои правила. Он требует все новое и новое. Большинство газет публикуют все больше фотографий, потому как обывателю проще увидеть и пережить событие, чем прочесть о нем. Главное, что бы каждое изображение приносило новые впечатления и вызывало сильные эмоции.      

Еще одним фактором в усилении фотографии стала урбанизация. Бешеный ритм жизни  в большом городе диктует свои правила. Подчас, не самые полезные для духовного развития человека. (Ведь человек все больше впитывает зрительных образов, но впоследствии не может их описать словами.) У него в огромном мегаполисе нет времени на то что бы читать. А в курсе последних событий быть просто необходимо. Тут на помощь приходит снова фотография.  

   Еще одной причиной усиления фотографии может служить тот факт, что  наиболее привлекательным для читателя становится сочетание "заголовок - фотография". Эта тенденция современного печатного дизайна привела к еще большему увеличению количества фотоизображений  используемых на страницах массовых изданий.

Огромную популярность снискала себе фотография в прессе, благодаря тому, что стало неким подтверждением и доказательством к тексту. Все, что написано, не является выдумкой автора, а было на самом деле. Особенно это ярко проявляется  в информационных жанрах газетной журналистики. Когда пишущий журналист сообщает о некоем актуальном событии одним из первых. Также именно на этой  функции фотографии играют в большинстве случаев  «желтая» пресса с ее скандальными материалами.   Потому как  в обществе за долгие годы сформировалось не безосновательное утверждение о строгой документальности правдивости любой фотографии.

Реальность, изображенная на фотографии, никогда не ставилась под сомнение в отличие от других способов передачи  информации с помощью изображений, будь то живопись или наскальные рисунки. Фотоизображение являлось беспристрастным регистратором окружающей действительности. Подтверждением данного утверждения служат слова известного исследователя в области фотографии Ролана Барта: «В случае фотографии мы никогда не можем отрицать, что это вещь здесь была…». Подобного мнения придерживаются и классики фотографии такие как, например Эдвард  Вестон, Юджин  Смит, Максим Дмитриев, Карл Булла и другие. Такой является фотография, сделанная на  фотопленку. Но в последнее время,  с развитием компьютерных технологией, истинность данного суждения все чаще и все большим количеством аналитиков и исследователей фотографии ставиться под сомнение. Компьютерная программа Фотошоп сегодня позволяет создавать такие произведения что доказать виртуальность изображения становиться все сложнее.  Примером может послужить прошлогодний случай с американским фотокорреспондентом в Ираке, который, ради более выразительного снимка, склеил в фотошопе фрагменты из двух кадров. В итоге переносится акцент в фото с документирования действительности на творческий подход к изображению реальности. Теперь фото становиться интерпретатором событий с точки зрения самого автора, который видит так и не иначе! Человечество наконец-то приобрело рычаги контроля над прошлым и настоящим. То, как всё было, уже никого не интересует, важно то, как всё выглядит на бумаге, причём, чем лучше выглядит, тем лучше.

Вот и получается, технологии обгоняют духовное развитие человечества. Мы получили уникальный инструмент, цифровую фотографию, но до сих пор в полной мере не можем разобраться с ним.

Несмотря на это обстоятельство, заставившее несколько усомниться в достоверности современной  фотографии определить имитацию или подделку фотографии с помощью все тех же технологий вполне возможно. Поэтому цифровая фотография это все та же фотография.

§1.3. Фотография. Ее классификация  на страницах СМИ.

В наше время термином фотография обозначают довольно широкий круг понятий. В толковом словаре русского языка,  изданным под редакцией С.И. Ожегова  дается три понятия термину фотография.

1. Получение изображений на светочувствительных пластинах или пленках.

2. Снимок, полученный таким способом.

3. Фотография – учреждение для съемки и изготовления таких снимков.

В данном случае ни слова о цифровой фотографии. И если исходить из первого определения, то снимок, созданный с помощью цифрового аппарата фотографией не является вообще.  Там ведь нет ни пленки, ни светочувствительных пластин,  но все это с успехом замещает цифровая матрица и компьютер. Авторы многих учебников используют термин в первом значении с дополнением, что изображение может быть получено на светочувствительной цифровой матрице. С развитием все того же фотошопа становиться все сложнее определить фотографию. Компьютерные технологии позволяют сегодня создавать изображения на основе других изображений, поэтому вполне резонным встает вопрос, а собственно, что теперь считать фотографией? Если раньше четко оговаривалось что  это изображение действительности, полученное на светочувствительных пластинах или пленке то теперь фото, например можно получить из отсканированного изображения или убрав один фон поставить предмет на другой. Будет ли это фотография? Или может считать фотографией любое изображение, отпечатанное на каком либо материале? Будь то бумага, кружка или пластик. Список вопросов можно продолжить, и пока проблема, что есть фотография - остается открытым.  В этом исследовании автор попытается вывести принципы, на которых будет производиться отбор фотографий в СМИ.

Итак, исходя из всего сказанного фотография - это изображение реально существующих предметов и явлений без искажения и  изменения либо с ними (изменениями), вносимыми с помощью компьютерных программ или фотоспособов на любом из этапов обработки, которые  искажают некоторую часть конечного изображения,  но сохраняют хотя бы часть из первоначально  полученного изображения (на светочувствительной пленки или цифровой матрице). Иначе говоря, фотографией можно назвать портрет политика на белом фоне, хотя первоначально он был снят на фоне интерьера какого - нибудь здания, изображение автомобиля на фоне самолета, (хотя опять же изначально авто могло быть снято на синем однотонном фоне). Все это является фотографией в целом, но относиться к ее определенному жанру.

Со времен Ньепса, Дагерра  и Табольта,  когда фотоизображение только вошло в жизнь человека, критиков и теоретиков фотографии нашлось немало. Поначалу это были художники, считавшие фото лишь пародией на их произведения, технической репродукцией. На основании существующих художественных жанров живописи стали поначалу классифицировать фотографию.  Затем на некоторое время теорией  фотографии перестали  заниматься. Лишь в послевоенные годы второй мировой войны активно стали разрабатываться методологические обоснования фотографии. Тогда классики фотоизображений  как западные, так и наши отечественные выпустили немалое количество пособий по фотографии. Но большинство из них затрагивали технические стороны, приемы и применение материалов. По сути,  рассматривая не фотографию или фотожурналистику, а фотодело.

Новый взлет интереса к теории фотографии возник в отечественной практике  лишь в 80-е годы прошлого века.  После этого не велось последовательных и системных исследований в области фотографии.  А учитывая скорость развития технологий изменений в окружающем мире можно сказать, что огромный пласт, в становлении новой российской фотографии может быть потерян из-за не должного внимания к искусству съемки.

Между тем,  многие специалисты, занимающиеся фотографией, пытались выдвинуть свою классификацию фотоизображений. При этом проводя аналогии сначала с живописью, затем с литературой, а потом  со всем вместе. Не смотря на почти двух вековую историю развития фотографии, единой классификации, жанровой палитры в среде фотографов так и не сложилось, как и во многих областях нашей жизни.  Здесь, как и в любой человеческой деятельности, сколько людей столько и мнений.  Представители разных направлений, школ, и технологий не смогли прийти к взаимопониманию. Каждое новое поколение профессионалов и любителей пытается оставить свой след в теории развития фотографии. Возможно, это связано с  многогранность фотографии.  Ведь одна и та же фотография может быть отнесена к нескольким родам, типам или жанрам.

В доказательство всего выше сказанного приведем теории нескольких авторов касающихся фотографии. Разные направления в фотографии выделил исследователь и фотограф  М. Каган. Согласно его теории в современной фотографии можно выделить восемь направлений: документально- хроникальное, политико-публицистическое, научно-исследовательское, интимно-коммуникативное, мемориальное, рекламное и оформительское.

Автор учебника по фотожурналистике Березин делит фотографию на фотожурналистику и фотоискусство (или художественную фотографию). Фотожурналистику  в свою очередь разделяет на информационную публицистику и художественную, ссылаясь, на Г. Чудакова.  Далее Березин выделяет конкретные жанры, относящиеся к тому или иному роду.

Президент фотоинформационного агентства «Agencia Grazia Neri» Грация Нери в статье «Фотожурналистика сегодня» для интернетовского издания «Photographer»  рассуждая о фотожурналистике,  выделила три её составляющие: новостную, репортажную и документальную фотографию. 

Алексей Колосов в статье «Новый взгляд на жанры фотожурналистики»  считает, что небесспорным и вполне искусственным и субъективным нагромождение новых отдельных жанров, таких как фотоинформация, фотокорреспонденция, фотозаметка, фотоотчет, фотообвинение, репортаж в одном кадре и др., вычлененных из давно известных жанров фоторепортаж и жанровая фотография. 

           В целом, эта невероятно многофункциональная и многоплановая, коммуникации с помощью фотографии  еще мало изучена. Систематика жанров, классификация родов, современной фотографии, предлагаемая большим количеством отечественных и зарубежных авторов, необычайно разнообразна  и по критериям отбора и по глубине объяснения предмета, и по уровню понимания структуры визуальной коммуникации. Но все эти теории не вносят ясности в проблему, не способствует лучшему взаимопониманию фотографов, редакторов и просто потребителей фотографической продукции. Несмотря на различие позиций, все авторы сходятся в одном: фотография делится на художественную и фотожурналистику.  Но так как основная задача этого исследования доказать усиливающее значение фотографии, то автор работы вывел на основании представленных концепций свою классификацию фотоснимков на страницах СМИ. Она наиболее полно позволяет продемонстрировать усиливающиеся значение фотографии в газетах и журналах.

Фотография  делится на четыре группы:

1.Информационная – фотография, являющаяся самостоятельным произведением в СМИ,  несущая в себе, что либо новое,  ранее неизвестное, актуальное для общества и оперативно поданное. В общем можно сказать, что это вся репортерская фотография со всеми ее жанрами.

Ее основные функции:

– сообщить факт, рассказать о событии предмете, или действии с помощью изображения. При этом значительно быстрее, чем человек бы ту же новость прочел вербально. Текст в таком случае имеет второстепенное значение и используется минимально.  Он помогает расшифровать информацию передаваемую фотоизображением.

2. Иллюстративная:  та фотография, которая зависит больше от текста, является его дополнением. В данном случае изображение второстепенно.  Ее суть отражена в названии - она иллюстрирует текст.

Ее основные функции:

 -привлечь читателя к прочтению текста

-«разбавить» текст, сделать его восприятие более простым.

-подсказать читателю, о чем речь идет в тексте (например, изображение президента дает возможность понять, что там упоминается президент).

-Украсить текст.  

По сути можно обойтись и без нее текст от этого не потеряет значимости, но ухудшиться восприятие читателем.

 3. Иллюстративно – информационная фотография находиться между двух этих классификаций. Это синтетический тип  сочетает  в себе функции обоих ветвей фотографии  при этом текст  и фото в соотношение своей значимости равноправны по смысловой нагрузке и содержанию. Без текста иногда невозможно понять смысла того, что изображено на фото. А с помощью вербальной коммуникации трудно воспринимать информацию, данную в журналистском материале - проще выразить содержание фотографией. Текст и фото составляют единое целое. Чаще всего такой тип фотографии применяются в научных публикациях или при передаче  выражений человеческого лица,  действий героя публикации, чувств, глубоких эмоций и переживаний. А  в последе время все ярче проявляется информационно - иллюстративное фото в синтезе жанров фоторепортаж и текстовый репортаж.  

4. Рекламная фотография  сочетает множество признаков других типов фотографии. Снята она по всем канонам композиции кадра. Несет в себе информацию об объекте, в ней все четко ясно. Вызывает ассоциации с товаром. И основная функция привлечь покупателя к покупке товара.

Конечно, в рекламе используется не чисто фотография,  но ее значение там огромно, что  представить рекламу без изображения товара теперь практически не возможно.

Развитие технической стороны фотографии, совершенствование техники съемки, урбанизация и все перечисленные причины повлияли на усиление позиций фотографии.  Немаловажен и тот факт, что  сегодняшняя фотография не просто фиксирует окружающий мир, а  позволяет осмысливать и додумывать то, что хотел сказать автор фотоснимка.  Если на заре своего изобретения она была лишь сугубо документальной отражающей действительность технологией, то теперь в эпоху всеобщей визуализации  фотография становиться одним из ключевых направлений в развитии миропонимания, постижении того, что раньше можно было увидеть только в живую.  Она оказала огромное влияние на развитие культуры,  науки и техники. С начала сама, являясь, всего лишь средством запечатлеть скоротечность жизни она превратилась в мощный инструмент развития жизни общества и окружающего мира.

Значение фотографии в наше время невозможно не  недооценить. Она значительно помогает в развитии медицины, биологии, физики, химии, астрономии, промышленности.  Сейчас очень сложно представить жизнь без интернета, газет и журналов, рекламы - везде фотография играет немалую роль. И наверно нет ни одной области, где фотография не нашла своего применения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ фотографий журнала «Русский репортер».

         Выбор журнала «Русский репортер» для практической части курсовой работы не случаен. Во - первых в этом издании имеется большое количество фотографий разных жанров. При этом не развлекательного характера как во многих таблоидах, а фотографии заставляют размышлять и задумываться. Во-вторых  «Русский репортер» на сегодняшний является одним из самых престижных журналов нашей стране. Технологии, используемые в «РР» выработаны одним из крупнейших издательских домов России - «Эксперт».  И этот новый проект продолжает традиции эксперта, в основе, которых лежит достоверность публикуемой информации. Особенно это актуально для фотографии, которая в издание имеет огромное значение и занимает особое место. 

Журнал «Русский репортер» был задуман как еженедельный журнал новостей. Первый номер журнала вышел 17 мая 2007 года. Он был создан по принципу все в одном. На его страницах освещаются все сферы жизни общества. Начиная от последних событий в культуре до новейших разработок в науке и технике. Описываются случаи в конкретном населенном пункте и последние новости мирового масштаба. Он практически полностью удовлетворяет потребности современного читателя в информации и следует усилившейся тенденции на визуализацию информации.

Издаваясь еженедельно, каждый выпуск «Русского Репортера»  является своего рода тематическим.  Уделяется особое внимание одной актуальной на данный момент теме. Название материалов посвященных  ей размещается на обложке.  Раскрывая одну тему, в издание содержались и постоянные рубрики журнала, освещающие события в стране и мире. Поэтому объем «Русского Репортера» меняется в зависимости от количества материалов конкретного номера. Так, например, в период, выбранный для исследования (с февраля 2017 по май 2017 гг.) количество полос выпуска №11 за 26 марта  2017 года составило 98, тогда как остальные четыре мартовских номера включали в себя 74 полосы.

Вообще подход к оформлению, качества полос журнала, распределению материалов и их количества в нем в каждом отдельном выпуске таков что бы «РР» можно было прочитать за полтора - часа. При этом форма подачи фотографических и текстовых материалов позволяет читать не уставая.

Успешной работе «РР» во многом способствуют его большие возможности и контакты в различных областях получения информации. Благодаря своему профессиональному уровню, журнал обеспечивает себя оперативными материалами лучших международных информационных агентств и профессиональных журналистов. В другом случае журнал не мог бы освещать такое огромное количество событий, происходящих в мире и стране каждый день.

Когда читаешь журнал «РР», складывается впечатление, что журналисты и фотографы, публикующиеся в «РР», работают, чуть ли не в каждом уголке нашей страны. Но таким мощным и организованным издание стало не в один момент - основа нынешней базы складывалась полтора десятилетия назад в медиахолдинге «Эксперт», который ориентирован в основном на деловую среду.  Этим объясняется тот факт, что качество фотографий на страницах изданий «Эксперта» всегда на самом высоком уровне.

 Сеть фотокорреспондентов  у «Эксперта» покрывает всю Россию: от Москвы до Дальнего Востока. По утверждению одного из начальников фотослужбы: «Если материал про северных оленей то и на иллюстрации будет северный олень, а не какой - нибудь другой подвид оленя…». Такой подход к отбору фотографий не оставляет и тени сомнений в качестве материалов.

По подсчетам количества визуальной информации всех номеров, пересылаемой ведущими информационными агентствами, можно сказать, что материалы Reuters занимают порядка 40% - 50%  (за 100% берутся все материалы, предоставленные международными агентствами). Второе место в этом списке разделяют PHOTOXPRESS, Eeast news, Corbis и AlAMY PHOTOS – около 20% далее идет и IMGES Fotobank  – 10%, остальные фотоматериалы предоставлены агентствами  LAIF, ANS и частными фотографами.

Оперативно работать с зарубежными информационным агентствами  и самостоятельными фотомастерами позволяет Научно технологтческая революция. Благодаря развитию и совершенствованию технологий в области фотографий появились такие колоссальные возможности. От момента съемки, какого либо события до появления фото на страницах издания проходит порой всего один день.

«РР» сотрудничает не только с известными на весь мир профессионалами в области фотографами, работающими независимо или в каком-либо информационном агентстве, но и  содержит свою фотослужбу. (Директор - Андрей Поликанов).

Часто на страницах  «РР» появляются эксклюзивные фотографии. В таких случаях дается пометка специально для «РР». Фотографий этих же авторов и на данную тематику встретить в других издания практически невозможно. В эпоху всеобщей визуализации это существенно привлекает  читателей, желающих получит новые невиданные до этих пор образы.

Журнал «РР» очень профессионально подходит к выбору фотографий, исключая недостоверную и недоработанную информацию. На страницах издания печатаются снимки, полноценно и объективно отражающие реальность и время, в которое мы живем. Сущность журналистики заключается именно в этом объективном рассказе, где отстраненность не подразумевает безучастность, а наоборот заставляет человека задуматься и это доказывают сами фотожурналистские работы, которые  могут вызывать целую гамму чувств:  от восхищения до страха.

Пpичина, пo кoтopoй «РР» отбирает именно такиe фотографии - это искреннее действительное желание делать  журнал источником, вернее, проводником четкой неискаженной информации о том, что происходит у нас в стране и на международной арене. Желание помочь как можно быстрее и доходчивее и объективнее передать новые сведения в наш век информационного общества. Это позволяет людям быть в курсе последних событий.                                                  

В условиях жесткой конкуренции общество, насыщенное визуальной информацией, удивить сложно. Но «РР» удается. Потребитель, открывая каждый новый номер, получает свежие впечатления и сильный эмоциональный заряд. Снимки журнала остаются в памяти надолго. Выполняя свои информативные и изобразительные функции  фотоматериалы «РР» сейчас, имеют огромную силу притягивать к себе внимание и заинтересовывать. И этому есть объяснение.

Все фотографии «РР» очень выразительны и драматичны. Они четки и просты, но в то же время наполнены глубоким смыслом. Фотоснимки взвывают к базовой способности для человека  - воображению и восприятию окружающей действительности через образы. Об этом автор исследования рассказывал в теоретической части данной работы. Чаще всего эта особенность наблюдается в самостоятельных фотографических произведениях.

В «РР» прослеживаются некоторые закономерности существования и размещения всех трех типов фотографий (информативная фотография, фотоиллюстрация, рекламная фотография) на страницах журнала. Материалы распределяются следующим образом: на первом развороте каждого номера одну полосу занимает реклама, затем порядка 3 полос информативного материала, затем полосы иллюстрированной информации: подборки новостей, постоянные рубрики расположенных на левой полосе разворота, а справа, как правило, реклама. Последние 1-2  полосы рекламные. При этом стоит отметить, что в последние два месяца (апрель-май) рекламы стало значительно меньше чем раньше.

Информационные фотоматериалы «РР» составляют в общей сумме порядка 6 –25 полос каждого номера журнала. Их количество варьируется в зависимости от количества полос конкретного номера (72 – 124 полосы). Сами фотографии это изображения событий, явлений, людей, выполненные в репортажном информационном стиле. Это может быть как одно фото так и серия – фоторепортаж. Соответственно они являются самостоятельными произведениями  несущим на себе функции информационного документа. Количество текста при таких публикациях  минимально.

В «РР» информационные фотоматериалы выходят в постоянных рубриках «Фотография», «Фотополигон», «Неделя в фотографии» и а также в рубриках «Среда обитания» и «Репортаж».

Возьмем номер журнала «Русский репортер» за 9 апреля 2017 года. Объем журнала 98 полос.  В этом номере при подсчете количества фотографий выяснилось, что они занимают почти 1/3 печатной площади, а их количество составило более 150 штук.  Площадь текстовой информации  как оказалось лишь  немного больше площади занимаемой фотографиями. Т.е. соотношение фото и текста примерно 50%50.  А если учитывать в целом объем визуальных образов  то выходит  что почти 2/3  печатной площади занимают изображения, с учетом рекламной фотографии, которая занимает 10 полос и инфографики – 11 полос. Эти данные наглядно подтверждают факт все большей визуализации. И в частности увеличения количества фото в СМИ.  Чтобы боле полно представить картину визуализации доказать что приведенный пример не является единственным автор провел подробный  анализ одиннадцати номеров в период с февраля 2017 по апрель 2017.

 

Таблица №1 Количество полос занимаемых

разными типами фотографий

 

№ жур-нала

Кол-во полос в №

Информационная

Смешанная информац.-иллюстр.  

иллюстративная

реклама

Всего по-лос с  фото

№6

98

12

7

11

9

39

№7

98

21

9

7

11

48

№8

98

6

14

19

9

48

№9

74

5,5

9

11

9

34,5

№10

74

5

4

9

8

27

№11

98

19

8

14

13

48

№12

74

6

5

12

6,5

38,5

№13

98

14

9

11

10

43

№14

74

6

12

8

6,5

30,5

№16

98

12

11

13

7

43

№17

98

23

10

8

7,5

48

 

Из данных таблицы наглядно видно  обширную  визуализацию журнала  русский репортер. Фотографии, на его страницах,  судя по занимаемой ими печатной площади, иногда преобладают над текстом, если вычесть из общей печатной площади рекламу, в которой нет фотографий и различные элементы инфографики, которые в таблицы не учтены.

В какой степени «РР» можно сравнить с таблоидами. Они  развлекает читателя. Язык текстов максимально простой, а фотографии там преобладают людей известных и широко пропиаренных.

 

 

 

Таблица №2. Количество  разных типов фотографий.

№ жур-нала

Кол-во полос в №

Информаци- онная

Смешанная: информац.-иллюстр. 

иллюстративная

Реклама

Всего фотографий

№6

98

14

20

58

9

101

№7

98

28

16

47

12

103

№8

98

3

33

132

9

177

№9

74

29

35

81

9

154

№10

74

6

10

67

9

102

№11

98

24

14

92

13

143

№12

74

8

16

81

5

110

№13

98

21

28

67

11

117

№14

74

3

45

61

7

116

№16

98

15

34

88

9

146

№17

98

25

18

73

9

125

 

Из данных  таблицы  №2 видно, какое большое количество  фотографий публикуется  на страницах «Русского репортера».  В среднем на каждую страницу издания приходиться по 1-2 фотографии.  Кажется что это не так уж много, но при этом нужно учитывать размерные характеристики.  Если сопоставить данные последней колонки таблицы №1, с общим  количеством полос в номере, то выйдет, что эти фотографии будут занимать в среднем от одной трети  до половины каждой страницы, в зависимости от конкретного номера журнала. Иными словами издание на треть, а то и на половину состоит из фотографий. Читатель пoстигает и переживает суть происхoдящего через фoтoизображение. Поэтoму сначала зритель считывает визуальную информацию, а текст ее дoпoлняет или поясняет, кoнретизирует местo и время сoбытия, называет имена. Это подтверждает теорию, выдвинутую в первой главе, о том что фотография имеет все большое значение.

Для того чтобы показать, какова сила воздействия фотографии проанализируем несколько материалов.

В февральском номере гвоздевой материал о бездомных собаках. На первой полосе №7 за 26 февраля единственная фотография почти на всю полосу. На ней изображена  бездомная собака со щенками. Это фото лучше всяких слов. Остаться  равнодушным невозможно.

В разделе «Среда обитания» опубликованы фотоработы Алексея Майшева. Не смотря на то, что в журнале не указывается что это за жанр, с первого взгляда можно определить что «Убить не больно» это репортаж. Информационный материал посвящен проблеме бездомных собак. На шести полосах с помощью фотографий и подтекстовки рассказывается о стрелке-охотнике на собак. Каждый из снимков передает всю жестокость нашего отношения с животными. Описать это словами очень сложно. Фотографии  заставляют всерьез задуматься не только об отношение к собакам, но о том, как все - таки устроена жизнь в нашей стране, если у нас даже нет закона, который регулировал бы ответственность за домашних животных? Но один на целый разворот снимок показывает что человек- охотник, несмотря на свою специальность, любит животных. На фото он со своей кавказской овчаркой по кличке Азиза в обнимку.

Если бы эта же информация была выражена только текстом, то такого сильного эффекта не было бы. Человек, относящийся к собаке, как к вещи и читать бы не стал, но тут по - неволе взгляд привлекает первая фотография в начале материала слегка размытая, четкие лишь собаки…  На следующих фотографиях крупные планы собачьих глаз… остаться безразличным при просмотре невозможно. В данном случае важна не столько сама информация, сами снимки, сколько вызванные ими чувства и эмоции.

Следом материал «Собаки, улетающие в рай» на ту же тему. Здесь текста больше, но фотографии не менее эмоциональны и достигают своей цели.

Не меньшим эффектом обладает «Рыба дьявола» опубликованная в апрельском номере, в рубрике репортаж. На четырех разворотах фотограф рассказывает о китобоях из поселка Лорино.

Снимки настолько детально показывают процесс охоты, что, кажется, ты прочел большой материал по этой теме. Мастерство фотографа поражает. Все эти фотографии, опубликованные в журнале реалистичны и достоверны. Репортажные работы с места действия максимально полно через детали отражают действительность и передают впечатление от увиденного. Выразительность пойманных моментов просто поражает. Притом что фотографии  очень эмоциональны они не вызывают отрицательных эмоций.   Эти фотографии не ужасают, как должны ужасать достоверные снимки, от которых в горле ком встает, они заставляют осмысливать увиденное, доставляя, новые эмоции потребителю.

Фотографии «РР» несут в себе не только глубину, но и внутренний стимул к дальнейшему поиску понимания происходящих в разных сферах жизни. Не совсем верно то, что увиденное собственными глазами намного сильнее и выразительнее, нежели увиденное на фотографии (просто иногда сложнее). Таков пример с репортажем в №14 за апрель 2017 гг. «Глазами мента». Мы привыкли к негативной оценке правоохранительных органов, а тут наглядно показано та работа, которую выполняют честные стражи правопорядка. Представление меняется о части «ментов». Если бы это был только текст, читатель мог бы усомниться в правдивости всего описанного, но благодаря фотографии есть наглядное доказательство, неоспоримая достоверность информации. 

Информационные фотоматериалы, публикуемые в «РР», в основном, сделаны в жанре репортажа, который наиболее полно и документально запечатлевает выхваченные из жизни моменты.

Иллюстративно - информационная фотография очень схожа с информационной.  Но все, же в первом случае главнее текст. Этот тип изображений, так же как и предыдущий вид фотографии несет на себе огромную смысловую нагрузку. Например, фото к материалу «Стремительный домкрат» в рубрике финансы. Изображение работников за обедом передает нам, то состояние, которое испытывает человек, отправляющийся в отпуск не по собственному  желанию. Отвлеченный взгляд на фоне автомобильного конвейера, словно напоминающего на заднем плане, что скоро он будет уже «позади». Или фотография «формулы один» на пит - стопе. В ней есть динамика, живость, но она наиболее понятна в дополнение с текстом. Прочитав материал, начинаешь воспринимать фото иначе. Ты видишь не просто спешащих механиков,  а додумываешь, как все там закручено в большом спорте. В последнем номере за 14 мая 2017 года в рубрике Фигура, опубликован материал «Мозги, которые не утекли». Интервью с пятью молодыми российскими учеными, не уехавшими на Запад. Живой интересный текст дополнен фотографиями на всю полосу главных героев публикации. Можно конечно отнести их исключительно к иллюстративной, но они занимают целую полосу, и выражают свое города настроение будущих ученых. Вообще, разглядывать лица людей всегда безумно интересно, будь то знаменитость или незнакомое лицо. Порой фотографии людей, которые видишь в первый раз, дают почву для размышлений и эмоций намного больше, чем знакомые портреты. Именно такие фотопортреты в рассматриваемой публикации.

Еще одним примером к нашей классификации являются фотографии к материалу «Дельфины уплыли» в рубрике расследование. Материал о том, как продали  ООО «Утришский дельфинарий» и в принципе можно было обойтись без иллюстраций, но в этом тексте все фото делят смысловую нагрузку с текстом. Ключевая фотография дельфинов и детей, которых с их помощью лечат, цепляет с первого взгляда.  Изображение №2 «Взаимная любовь ветврача Елены Родионовой и ластоногих словами выразить нельзя»- такая подпись дана у фотографии. А небольшой портрет  нового директора А. Аверина явно выражает отношение к этому «рейдеру». Снимок в темном помещении. Снизу небольшое затемнение и взгляд его прямо в «лоб» как будто показывает его вторую сущность, а не ту что описана в тексте, «импозатный  голубоглазый мужчина в хорошем костюме». То, что нельзя сказать прямо, фотография с успехом рассказывает.  Подобных иллюстраций в журнале РР встречается много.

Иллюстрационная фотография воспринимающиеся как украшение полосы. Фотоиллюстрации в каждом номере занимают порядка 7 – 19 полос. Такого рода фотографии дополняют, обогащают текстовые материалы, подкрепляя их визуальным рядом. Постоянная рубрика «Вехи», сообщает об известных политиках, деятелях науки и культуры, бизнесменах,  которые умерли или ушли в отставку, получили очередную награду или сняли новый фильм, обанкротились или заключили удачную сделку. Фотопортреты этих рубрик не претендуют на самостоятельную информационную значимость. Они передают облик человека, о котором рассказывается в текстовой части, делают человека узнаваемым. Ту же функцию исполняет фото в рубрике «Спорт» и «Тренды».

Подбор фотоматериалов в журнале «РР» строится таким образом, что фотоизображение всегда гармонирует с текстовой частью материала. Если статья сама по себе информационно насыщена, снимок служит вспомогательным элементом. Восприятие материала делается более упорядоченным и эффективным.

Рекламные полосы на страницах журнала «РР» занимают в среднем около от 7 до 13% объема каждого номера. Они не выбивается из общего строя фотоизображений. Между рекламными и журналистскими снимками в журнале «РР» нет перепада. Они выдержаны в одном ключе, хотя их направленность совершенно разная.

Судя по той рекламе, которая публикуется на страницах «РР», право ее выбора остается за самим изданием. Реклама поддерживает вкус журнала и его художественные критерии. Форма их существования на страницах «РР» – это цельная фотография (чаще всего формата А-4), в сочетании с текстовой информацией. Визуальный ряд всегда превалирует над текстом. При выборе рекламных материалов, журнал «РР» отдает предпочтение фотографиям схожим с ним по тематике и стилю. В период с Февраля 2017 по май 2017 гг. «РР» постоянно размещает на своих страницах рекламу компаний, Мегафон, МТС, KIA, Saab, Honda, Volkswagen, Mazda, Kraftway. Кроме того на страницах журнала нередко появляется социальная реклама, как например в №10 за 19 марта  и №14 за апрель «Помогите Сашеньке»,

Тематика рекламных, репортажных и иллюстративных материалов укладывается в единую концепцию журнала.

Заключение. В данном исследовании мы смогли доказать, на примере журнала «Русский репортер», что фотографии на страницах прессы все больше и ее значение все увеличивается. Проследили историю развития фотографии. Выявили причины усиления фотографии, как  одной из составляющих визуализации. Дали определение понятию фотография.  Задачи, поставленные в начале исследования,  выполнили.

Очевидно, визуализация неотступно идет в наш мир. У многих людей складывается особый тип мышления – мышление образами.  Фотографию теперь трактую как некогда древние таблички, рукописи или печатные тексты. Она становиться особым видом коммуникации, который нужно трактовать как текст и можно читать, как текст и воспринимать по - своему.

В книге Ролана Барта написаны слова, отражающие значение фото на современном этапе: «Глядя на людей в кафе, кто - то однажды сказал и очень метко: смотри, как они уныло выглядят, сейчас изображения более живые, чем люди». Эта фраза как нельзя более точно говорит об огромном значении фотографии, ставшей интереснее реальности.

 

 

Библиографический список литературы

1. Березин В.М., Фотожурналистика

2. Брессон А. К.  Кто же изобрел фотографию? // http://art.photo-element.ru/analysis/invent/invent.html

3. Вальтер Б. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.  // http:// art.photo-element.ru/analysis/benjamin/benjamin.html

4. Головня А.И. С чего начиналась фотография - М.: изд. «Знание» 1991 год.

5.Геннадиев М. Эссе о фотографии  //  http://art.photo-element.ru/philosophy/esse/esse-3.html

6. Дмитрий Алимкин, Путь фотографа // http://photo- element.ru/philosophy/way/way.html.

7. Джим Б. Пишущий! Поддержи снимающего! // Журналист. – 2007. – Июль (№7) - с. 23

8. Лапин Александр «Фото как…» изд. Московского университета, 2003 – 296, с.

9.Литичевский Георгий, Ролан Барт, «CAMERA LUCIDA
Реферативный перевод знаменитого эссе «О природе фотографии» /http://art.photo-element.ru/analysis/camera_lucida/camera_lucida.html »

 10. Мардер Т. «Желтые в наступлении. Что обеспечивает успех таблоидной прессе?» // Журналист. – 2007. – Июль (№7).- с. 62

11. Машатин В. «Профессионал не должен выбирать «достойных» героев фоторепортажа» // Журналист. – 2006. –Январь(№1).- с. 61

12. Михалкович В.И. Стигнеев В.Т., - «Поэтика фотографии» - М.: изд. «Искусство» 1990 год.

13. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. // http://klax.tula.ru

14. Никифоров В. Добрый объектив Валерия Христофорова  // Журналист. – 2009. – Январь (№1).- с. 78

15. Никифоров В. Фотовзгляд Николая Игнатьева  // Журналист. – 2007. – Ноябрь (№11).- с. 91

16. Пашис А. Метафизика фотографии (образец постмодернистской компиляции на тему искусствоведения) //

http://photo-element.ru/philosophy/metaphysics.html

17. Парфенок В.  История с фотографией  // http://photo-element.ru/philosophy/parfianok/parfianok.html

18. Петровская Е. Прощание с фотографией
(лекция, прочитанная в ИСИ осенью 2006 года) // http://art.photo-element.ru/analysis/petrovskaya/petrovskaya.html

19. Сафин Р.  Решающий момент

//http://photo-element.ru/philosophy/bresson/decisive-moment.html

20.  Скоробогатько В. Сумбур по методу «как сложится  // Журналист. – 2008. – Ноябрь (№11).- с. 71

21. Фельдман А.  Взгляд в прошлое фотографии  // http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/1.html

22. Фельдман А.  Художественная фотография: художественное или фотографическое.  //  http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/2.html

23. Фельдман А. Форма и содержание художественной фотографии. http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/3.html

24. Фельдман А. Эстетическое и фотография. http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/4.html

25. Фельдман А.  Композиция. Геометрия знака и изменчивость http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/8.html

 26. Фельдман А. «Композиция. Практика сочинения произведений». http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/9.html

27. Фельдман А. «Фотография. Реализм, модернизм, стиль, мода.., идеология». http://art.photo-element.ru/philosophy/feldman/10.html

28. Фомин А. «Исторические аспекты развития фотографии в начальный период».  «Журнал Советское фото» http://photo-element.ru/analysis/mashe/first_period.html

29. Хулиганствующий Элементъ  «О самом главном» http://photo-element.ru/osamomglavnom.html

 30. Хулиганствующий Элементъ,  «Чем мы воспринимаем фотографию?»  http://photo-element.ru/philosophy/perception/perception.shtml

31. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования» М.:  Логос  2007

32. Bigelow R. (текст, фото). ГрибNick (перевод) Предварительная визуализация: шаг за шагом  http://photo-element.ru/ps/visualization/visualization.html

 

 

 

 

 

 

 

 

для писем: