Отделы ДДТ "Первомайский"

Ошибаться не страшно!

28.10.2019

Вряд ли найдётся тот, кто не согласится со мной, что в нашей удивительной, непростой и, что, пожалуй, важнее всего, единственной жизни очень многое решает «Его Величество Шанс». Иногда нам выпадает, как мы говорим, счастливый билетик, который, воспользуйся мы им, в корне поменял бы нашу жизнь. Но в том-то и состоит наша беда, что мы боимся....

         Не верим, что у нас получится. Боимся взяться за соломинку, что протягивает нам Жизнь. Нам страшно, что мы не оправдаем чьих-то ожиданий. Опасаемся браться за дело из страха, что наделаем кучу ошибок и вновь окажемся, как в далёком нашем детстве, совсем не тем отличником, у которого всё получается. Которым гордиться папа и, которого, за наши отметки, как нам тогда казалось, любит мама. А тем испуганным, маленьким ребёнком, кому сильно влетало от его родителей, когда «задача не решалась», когда в дневнике мы приносили  не всеми любимую и уважаемую «пятёрку», а всего лишь «троечку».

         Я говорю о нас, нынешних взрослых, чья жизнь дома и в профессии сплошь состоит из задач, проблем, предложений, поручений, ответственных заданий и т.д. и т.п. С каждым, наверное, случалось такое. Жизнь размеренно идёт своим чередом и вдруг, интересное предложение, которого, возможно, вы ждали так долго! Принимать или не принимать? Браться за предложенное дело или сразу отказаться (и потом жалеть всю жизнь об упущенном шансе!).   Где-то там глубоко в нас, даже не в голове, а где-то рядом с сердцем, теплится маленькая искорка убеждения, что это нам по силам. Что мы сможем справиться с предлагаемой задачей, осилить интересный проект, сменить, порой, нелюбимую профессию и заняться делом нашей мечты. Но в голове нет места этой мысли! Там сидит БОЛЬШОЙ ЗАСТАРЕЛЫЙ СТРАХ! Страх перед ошибкой…

         Я говорю сейчас о нас, взрослых, кому в детстве не позволялось безнаказанно ошибаться. О тех, кому серьёзно влетало за промахи, за «нечаянно пролитое, разбитое, сломанное», за  «задом наперёд надетое», за «неаккуратно разукрашенное» и «не так нарисованное», за «неверно решённое» и «не правильно выбранное».

         Прошло наше детство, и как же мы быстро забыли его уроки. Почему мы делаем с нашими детьми тоже самое? Ругаем и злимся, вместо того, чтобы научиться принимать детские ошибки, как их важный личный жизненный опыт? Мы ругаем нашего ребёнка, хотя отлично знаем, что у него это вышло не нарочно.

         Наша беда в том, что как и в нашем далёком детстве, нам очень важно быть для всех окружающих хорошими родителями. Мы не можем позволить себе, чтобы наш ребёнок вдруг вышел на улицу, перепутав башмаки и надев их не на ту ногу. Это же не красиво! А ведь дать ему пройтись «в выбранном им формате» и по запинаться обо всё, что встретиться на пути, гораздо полезнее! На собственном опыте дать ему понять, что, если надеть обувь, как это принято, то ходить будет удобнее и безопаснее.

         Я долго работала с подростками и очень часто видела, как страх перед неудачей заставляет их даже не браться за интересное дело. Был у меня в классе мальчишка. Учился на одни пятёрки. За «четвёрки» дома ему влетало, как будто он «двойку» получил. Мама с папой внушали ему, что он должен быть всегда и во всём лучше всех! С раннего детства занимался он большим теннисом. Перспективно, эффектно, денежно! В этом были убеждены его родители, и изменить их точку зрения было нам, педагогам, не под силу. У него отлично получалось, потому что тренировок по этому злополучному теннису было в его личном расписании столько, что не на что другое просто не хватало времени. Занимался он теннисом регулярно, самоотверженно, ответственно  и …тихо его ненавидел…

Ему нравился наш школьный театр. Когда удавалось выкроить минуточку, он с замирание сердца присутствовал на репетициях и наблюдал, как этим удивительным делом под названием «ТЕАТР» занимались его друзья.  На  наши предложения влиться в состав театральной студии, он давал категорический отказ. Да ещё и в такой жёсткой форме, как это умеют делать подростки в самом сложном для них возрасте – дерзко, обидно, давая понять, что спектакли, репетиции, выступления – это просто баловство, которое «не работает на твоё будущее».

Мы, педагоги, прекрасно понимали, что он просто цитирует слова своих родителей, абсолютно убеждённых в своей правоте и, которых он очень любил. А на самом деле ему очень хотелось стать частью этого удивительного и волшебного мира. Просто боязнь совершить ошибку в новом для него деле, где-то «быть лучшим не на все сто» была для него непреодолимой преградой.  Это были такие муки, смотреть на которые нам взрослым было очень сложно. Он, наверное, так и не попробовал бы это дело под название «театр», если бы ни болезнь ведущего актёра. Его попросили выручить! И он только тогда вошёл в состав театральной студии. Это было для всех большой радостью.

Шло время, и уже на него, как на ведущего актёра театральной студии, ставились спектакли, подбирались тексты, писались монологи. Он, наконец-то, занимался тем, что ему, действительно нравилось!  Но через какие муки ему пришлось пройти, чтобы разрешить себе возможность ошибки и позволить впустить в свою «упорядоченную, правильную, серьёзную, спортивную» жизнь что-то новое.

И таких примеров в моей педагогической практике было очень-очень  много!  Паническая боязнь ошибок, к которой детей приучили мы, взрослые, это явление, которое встречается очень часто. Упущенные шансы, неиспользованные возможности, непрожитые эмоции, неполученный опыт творчества – это их плата на наши педагогические ошибки.

         Уже пятый год я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества «Первомайский». Я обучаю ребятишек искусству бисероплетения. И на самых первых занятиях мы с ними говорим о том, как работать с бисером и бусами. Правило№1 – «Не оставлять открытую баночку с бисером на краю стола», где её так легко можно нечаянно столкнуть локтем и всё рассыпать. Я говорю это правило всего один раз. И даже когда я вижу, что у кого-то из ребят открытая банка стоит на самом краешке и уже готова с него свалиться, я молчу. Бабах! И весь бисер на полу. Мы все оставляем свои дела и лезем под столы собирать рассыпанное! Долго, нудно, до последней бусинки. Теряем на этом драгоценное время, хотя можно было бы заниматься любимым рукоделием. Никто не ругает «неловкого», мы лишь сопим, стараемся всё тщательно собрать да подшучиваем по-дружески. Зато с этого момента ни у кого не увидишь открытую банку с бисером, опасно стоящую на краю стола. Ошиблись, получили опыт, сделали вывод. Всё! Но если бы вы видели испуганные, расширенные от ужаса предстоящего наказания глаза ребёнка во время этого «Бабах!». Бледный, извиняющийся, сразу же приготовившийся реветь перед будущей расправой грозного педагога! А ведь это совсем маленькие дети. Им всего 6-7-8 лет! Когда мы только успеваем их так воспитать, что они уже в этом возрасте так бояться своих безобидных, неуклюжих, мизерных промахов? Ведь чаще всего в этих ошибках нет и толики  злого умысла. А если он есть, то это тема отдельного разговора.

         Конечно же, я не имею никакого права требовать от взрослых щадить и хранить хрупкий душевный и эмоциональный мир своего ребёнка. Я могу лишь просить об этом. Позволяйте детям ошибаться! Разрешайте учиться на своём опыте! Учите их делать выводы из промахов и ошибок! Принимайте их выбор и приучайте нести за этот выбор ответственность. Перед каждым своим решением, словом, поступком думайте! Чему вы учите своего ребёнка в данный момент? И давайте будем помнить нашу основную жизненную родительскую и педагогическую задачу – мы должны успеть научить наших детей жить без нас.

        

        

        

        

для писем: