Отделы ДДТ "Первомайский"

Учись мастерить

17.02.2011

Пояснительная записка

1. 1. Введение

Одним из вариантов содержательного обучения и развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста являются занятия начальным техническим моделированием. Сумму определённых знаний и умений ученики получают на уроках в школе. А вот пробудить личность к поиску, активному труду, раскрыть её внутренние резервы, дать школьникам практическую направленность в развитии творческих способностей и решить задачи всестороннего развития позволяет начальное техническое моделирование.

 Техническое моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности школьника. Под техническим моделированием принято понимать создание школьниками макетов и действующих моделей (автомобилей, судов, самолётов, ракет и т.п.). Техническое моделирование – это познавательный процесс, который обогащает детей общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники. Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов, игрушек; это познавательный процесс формирования у школьников начальных политехнических знаний и умений, положительной мотивации в овладении практическими навыками.

Навыки – это способы выполнения действий, сложившиеся в результате упражнений и являющиеся автоматизированными компонентами сознательной деятельности. Навыки проявляются в трудовой деятельности.

В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, говорят о различных видах навыков. Данная образовательная программа базируется на формировании следующих основных видов навыков:

  • сенсорные (навыки восприятий) – различные виды схем, контроль за работой двигателя на слух, определение расстояний на глаз и т. п.;
  • графические (владение приёмами работы чертёжными инструментами, вырабатываемые в процессе упражнений);
  • двигательные (моторные) – ударные движения при обработке металла, дерева, строгание, пиление и т. д.;
  • волевые (навыки дисциплины).

Формирование у школьников навыков самоконтроля заключается в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, предъявляемыми требованиями. Самоконтроль позволяет ученику на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их.

В процессе трудового воспитания детей важно не только обучать их элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, но и формировать нравственные качества: это самостоятельность, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Важный аспект технического моделирования составляет конструкторская деятельность учащихся. Конструкторская деятельность учащихся младшего возраста отличается от профессиональной своим результатом, то есть технические объекты, которые конструируют дети, если и несут новизну, то только субъективную. И, тем не менее, она включает в себя многие элементы профессионального конструирования. Например, обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа, попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей, подбор необходимых инструментов, материалов и т. д.

В данной образовательной программе используются авторские разработки новых моделей и игрушек в рамках организации коллективной проектной деятельности младших школьников.

Подготовку младших школьников к конструкторско-технологической деятельности осуществляется посредством проективного обучения, изложенного в работах Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Деятельностный подход к обучению и метод проектов учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Работа по образовательной программе предусматривает ее освоение на уровне начального общего образования.

1.2.Цель и задачи образовательной программы

Цель: развитие у обучающихся практических навыков использования знаний технического творчества на основе развития познавательного интереса к техническому моделированию.

Занятия начальным техническим моделированием с младшими школьниками должны решать следующие основные задачи:

  • пополнять и накапливать знания об известных детям материалах, простейших инструментах ручного труда, некоторых приспособлениях, оборудовании и станках;
  • способствовать формированию первоначальных общетрудовых умений и навыков;
  • развивать познавательный интерес к технике;
  • способствовать формированию восприятия пространственных отношений, образного мышления, умения изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов и технических объектов;
  • способствовать развитию творческих способностей детей через коллективную проектную деятельность.
  • способствовать воспитанию у обучающихся трудолюбия, организованности, самостоятельности.

1.3.Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на четыре года обучения. Группы имеют постоянный одновозрастной состав из числа детей, которые обучаются в школе эстетического развития "Начало".

Занятия с младшими школьниками носят воспитывающий и развивающий характер и имеют практическую, политехническую и профессионально - информационную направленность. Занятия проходят в специализированном помещении для технического моделирования.

 Осваивая метод проектов, выделим уровни освоения программы.

  • 1 уровень – начальный – 1 класс;
  • 2 уровень – освоения деятельности – 2 класс;
  • 3 уровень – совершенствование деятельности – 3-4 класс.

Формирование навыков коллективной проектной деятельности основывается на уровне развития политехнических понятий, образного мышления, совершенствования и накапливания умений и навыков, которые находятся во взаимосвязи, поэтому их формирование важно, параллельно, одновременно и поэтапно.

1.4. Результативность образовательной программы

 Фундаментом результативности являются формируемые политехнические знания и умения на занятиях по техническому моделированию с младшими школьниками. ЗУН делятся на четыре группы:

Предварительное планирование предстоящих трудовых действий, т. е. обдумывание устройства изделия, разметка на материале детали или развёртки с проведением простейших измерений и вычислений (расчётов).

Использование намеченного плана, обработка материалов, овладение правильными приёмами работы инструментами в процессе заготовки деталей, подгонки, сборки и отделки деталей, контроля, обнаружения и исправления недостатков, окончательной отделки изделия и сдачи его для использования по назначению.

Овладение основами трудовой культуры, знаниями и привычкой соблюдать гигиены труда, техники безопасности, умение работать аккуратно, точно, на своём рабочем месте и в коллективе, экономить материалы, усилия и время.

Расширение политехнического кругозора, применение в труде знаний, умений и навыков, полученных на других уроках. Развитие представлений о различных инструментах и материалах; приобретение технических сведений о свойствах материалов, действии инструментов и станков. Умением связывать свой трудовой опыт с трудом старших, с предметным и производственным окружением, с доступным пониманию детей развитием техники.

курсы по пошиву штор здесь

room-art.ru

для писем: