Отделы ДДТ "Первомайский"

Музыка. Хоровое пение

17.02.2011

Пояснительная записка

1.1. Введение

Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим всё более утверждается в системе эстетического воспитания тезис о важности музыкального воспитания личности, его значения для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Участие музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Не случайно, один из известных специалистов по эстетике М. Каган, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что «музыка будет играть всё большую роль, как в художественной культуре, так и за её пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать всё более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать».

Музыкально–эстетическое воспитание личности в данной образовательной программе строится по двум направлениям, что отражено в самом названии - «Музыка. Хоровое пение» и соответствует уровню освоения начального общего образования.

Актуальность программы состоит в том, что дети не только получают навыки хорового пения, но и узнают историю музыкальной культуры разных стран и народов, имеют возможность духовного приобщения к лучшим образцам классических произведений и их авторам. Возможность для музыкально–эстетического развития предоставляется всем желающим без отбора их по музыкальным задаткам и способностям.

Необходимость в комплексном взаимодополнении учебных дисциплин «Хоровое пение» и «Музыка» возникло в школе эстетического развития «Начало» из-за отсутствия уроков музыки у учащихся в общеобразовательных школах, что и потребовало восполнения знаний в учреждении дополнительного образования, а это способствует наиболее полному духовному обогащению личности каждого ребёнка и формированию его индивидуальной художественной картины мира.

Особенностью данной образовательной программы является то, что она предлагает хоровое воспитание детей в условиях дополнительного образования с параллельным изучением предмета «Музыка» в соответствии с требованиями к начальному общему уровню образования.

Основу программы составляет программа «Музыка для средних общеобразовательных школ» Д.Б. Кабалевского, в которой уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, ставят перед собой гораздо более широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру» (Д. Б. Кабалевский).

Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей. Приобщение к музыкальному искусству через пение – это самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности. Хор – это творческий коллектив, цель которого постоянное совершенствование музыкально – исполнительского уровня. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общий труд, стремление поделиться приобретёнными знаниями и умениями со слушателями в условиях коллективной деятельности. Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также реализуются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребёнка, его эмоционально–психической коррекции, а также общего эстетического развития.

Благодаря двуединству («Музыка. Хоровое пение») данная образовательная программа является самодостаточной и решает проблемы накопления необходимого музыкального опыта, познавательной компетентности, приобретению знаний, умений, навыков и осмысленного их использования в музыкально – хоровой практике.

Работа по образовательной программе предусматривает её освоение на уровне начального общего образования.

1.2. Цель и задачи образовательной программы

Цель: создание условий для формирования музыкально – эстетической культуры и умений хорового исполнительства у детей младшего школьного возраста.

Задачи направления «Музыка»:
  • формировать специальные знания, умения, навыки у детей;
  • формировать познавательную активность и расширять кругозор детей в процессе обучения;
  • формировать уважение и бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов.
  • развивать эстетические чувства и способность к сопереживанию в процессе восприятия произведений искусства.
Задачи направления «Хоровое пение»:
  • формировать специальные (вокально–хоровые) знания, умения, навыки.
  • формировать коммуникативные качества личности.
  • развивать музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, голос;
  • развивать исполнительские способности.

1.3. Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на 4 года обучения, занятия проводятся с учащимися начальных классов (1-4). Продолжительность занятия устанавливается 40 минут; 20 минут отводится на подготовку дидактических материалов и организацию дежурства детей по уборке кабинета.

Группы имеют постоянный одновозрастной состав из числа детей, посещающих школу эстетического развития «Начало» без предварительного прослушивания и выявления музыкальных задатков. Форма проведения занятий групповая. Это важно для совместного прослушивания и обсуждения музыкальных произведений и хорового исполнительства. Режим занятий: 1 академический час в неделю с каждой группой. Занятия проводятся с использованием технических средств: CD, аудиоаппаратуры, электронного фортепиано. Достигаемый уровень подготовки по программе – начальный.

1.4. Результативность образовательной программы

В рамках освоения данной программы планируем достичь следующих результатов:

  • расширение кругозора в области музыкально – эстетического образования;
  • формирование нравственно – эстетических качеств личности;
  • удовлетворение эстетических потребностей детей при общении с музыкой и исполнении любимых песен на уровне чувственного сопереживания;
  • формирование на достаточном уровне специальных (вокально – хоровых) знаний, умений и навыков;
  • развитие коммуникативных качеств личности, способствующих положительному взаимодействию с окружающим миром;
  • овладение навыками художественного исполнительства в хоровом коллективе.
 Для определения успешности в обучении детей используется технология оценки степени обученности воспитанников, предложенная В. П. Симоновым (на основе десятибалльной шкалы).

При осуществлении включенного педагогического наблюдения для определения уровня воспитанности и развития обучающихся используются показатели развития личностных качеств детей.

Показатели развития личностных качеств детей:
  • дисциплинированность;
  • исполнительская активность;
  • коллективизм;
  • проявление культуры поведения на занятиях.
 По окончании четырехгодичного курса обучения учащимся выдается свидетельство с показателями его достижений.

 Список литературы

Психолого-педагогическая:

  1. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. - Новосибирск: НИПКиПРО, 1999.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч. в 6-ти томах. –  М.,1984.
  3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.  – М.: Просвещение, 1980.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –  М., 1996.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1997.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании.  – М., 1996.
  7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: Совершенство, 1998.
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1997.

Методическая:

  1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., 1983.
  2. Башина О.С. Согласные в речи и пении. – Новосибирск, 1996.
  3. Егорычев М.И. Упражнения для развития вокальной техники. – М.: Прометей, 1992.
  4. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. – Л., 1991.
  5. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
  7. Шушарина С. Вокализы-скороговорки. – Новосибирск, 2003.

Список литературы для учащихся:

  1. Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы». – М.: Просвещение, 2001.
  2. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся трёхлетней начальной школы. –  М.: Просвещение, 1998.
  4. Тарасов Л. Музыка в семье муз. –  Л.: Детская литература, 1985.
 

 

для писем: