Отделы ДДТ "Первомайский"

Твори красоту своими руками!

17.02.2011

Пояснительная записка

 1.1. Введение

Данная образовательная программа «Твори красоту своими руками!» входит в комплексную программу обучения школы эстетического развития «Начало».

Умение создавать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества и личности в целом. Творческий рост личности значим не только для конкретного человека, но и для общества.

Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя.

Технология в школе – это образовательная область, цель которой – сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Данная программа «Художественного труда» предусматривает непосредственное обучение навыкам труда, и является подготовительным этапом в обучении младших школьников проектной деятельности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Программа обучения художественному труду опирается на теоретико-методологические аспекты проектной деятельности школьников, изложенные в работах Матяш Н.В., Симоненко В.Д.

Работа по образовательной программе предусматривает ее освоение на уровне начального общего образования. Программа предлагает два уровня организации проектной деятельности: 1-2 классы – подготовка к проектной деятельности, 3-4 классы - освоение проектной деятельности. 
 

1.2. Цель и задачи программы
 

Цель: создание условий для формирования навыков ручных технологий на занятиях художественного труда через развитие проектной деятельности, способствующей становлению новообразований личности младших школьников.

Основные задачи:
  • закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;
  • формировать у школьников навыки проектной деятельности.
  • развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.
  • мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации;

1.3. Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на 4 года обучения, занятия проводятся с учащимися начальных классов (1-4). Группы имеют постоянный одновозрастной состав из числа детей, посещающих школу эстетического развития «Начало».

Специфика уроков художественного труда строится на том, чтобы наряду с формированием необходимых знаний, умений, навыков при выполнении творческих работ способствовать развитию познавательного интереса, творческого отношения к своей деятельности. Планирование занятий строится по принципу от простого к сложному. Предусматривается постепенное освоение и отработка навыков работы с бумагой, клеем, ножницами, пластилином.

1.4. Результативность образовательной программы

Реализация учебно-воспитательных задач направлена на достижение следующих результатов:

  • освоение основных навыков ручных технологий;
  • формирование навыков проектной деятельности;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей детей;
  • проявление познавательной активности младших школьников в рамках поисково-творческой деятельности;
  • понимание значимости народного творчества;
  • создание на занятиях атмосферы психологического комфорта и поддержки;
  • развитие чувства компетентности, позволяющее осознать свои возможности и уметь качественно выполнять задания.

Для определения успешности в обучении детей используется технология оценки степени обученности воспитанников, предложенная В. П. Симоновым (на основе десятибалльной шкалы).

При осуществлении включенного педагогического наблюдения для определения уровня воспитанности и развития обучающихся используются показатели развития личностных качеств детей.

Показатели развития личностных качеств детей:
  • самостоятельность;
  • творческая активность;
  • целеустремленность

По окончании четырех годичного курса обучения учащимся выдается свидетельство с показателями его достижений.

Список литературы

  1. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Игрушки своими руками. – М.: МАСИ Пресс, 1996.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М.: Скрипторий, 2006, 2007, 2008.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2002.
  4. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Природные дары для поделок и игры. – М.: Академия развития, 1997.
  5. Новолоцкая А. В. Игрушка в жизни ребенка. Такая разная матрешка. – Новосибирск: Сибирский вернисаж, 2008.
  6. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Скрипторий, 2006, 2008.
  7. Проснякова Т. Н Уроки мастерства.– Самара: Учебная литература, 2003.
  8. Проснякова Т. Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Кошки. – Самара: Учебная литература, 2006.
  9. Романина В. И. Дидактический материал по трудовому обучению. –    М.: Просвящение, 1990.
  10. Сорокоумова Е. А. Уроки самопознания в начальной школе. – М.: АРКТИ, 2007.
для писем: