Отделы ДДТ "Первомайский"

Поверь в себя!

01.06.2008

Сегеда Елена Аркадьевна
педагог дополнительного образования Дома детского творчества "Первомайский" города Новосибирска

 

В воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень важно осуществить их успешную социальную адаптацию. И здесь должны активно использоваться творческие ресурсы системы дополнительного образования. Но что это означает?

Начнем с того, что социальная адаптация есть процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения. Социальная адаптация может быть также определена как процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. Именно в таком ракурсе проблема социальной адаптации формулируется в Федеральном законе <Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации> № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года. Мы же попытаемся дать данной проблеме ее конкретную методико-педагогическую интерпретацию.

Специальный анализ имеющейся психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие примерные уровни социальной адаптации.

Высокий уровень

Обнаруживает себя: а) в высокой скорости, с которой человек включается в новые для него условия жизни и учёбы, качественно реализуя в них свой индивидуально-личностный потенциал, становясь все более активным членом того или иного детско-взрослого сообщества, воспитательного коллектива, ценной в социальном отношении группы; б) в способности последовательно и целеустремленно добивается намеченных результатов деятельности.

Средний уровень адаптации

Сопряжен с тем, что ребенок, постепенно адаптируясь к новым для него условиям, даже испытывая определенные трудности, все же успешно решает их либо самостоятельно, либо с помощью окружающих его взрослых людей (и, в принципе, эмоционально положительно принимает от окружающих такого рода помощь).

Низкий уровень адаптации

Имеет место в тех случаях, если а) ребёнок очень медленно включается в новые для него социально-психологические отношения и б) в процессе обучения у ребёнка обнаруживается индивидуально-личностная предрасположенность к регрессу качества своей жизни.

Эти уровни мы попытались применить для оценки результативности своей учебно-воспитательной работы с детьми семьи Плучевских. Уточним, что в нашем случае речь идёт о задачах творческой социальной адаптации детей приёмной семьи, с которой мы шаг за шагом выстраивали конструктивные взаимоотношения средствами дополнительного образования, а точнее средствами танца.

Опираясь на данные констатирующих исследований, проведенных нами на момент поступления детей в семью Плучевских, мы поставили перед собой следующую приоритетную воспитательную задачу: в течение короткого промежутка времени (один учебный год) сформировать навыки социальной адаптации, при этом максимально снизить негативные последствия их замедленного психологического развития, социальной неуверенности, травмированной психики, заниженной самооценки, отставания в школьном обучении и др.

На какие психолого-педагогические ресурсы развития мы при этом рассчитывали?

В психолого-педагогическом плане это был, прежде всего, ресурс добровольности выбора предлагаемой танцевальной деятельности. Педагогически корректное использование данного ресурса позволяло детям прибрести навыки самостоятельного выбора форм и способов содержательного проведения своего досуга. Выбирая дело по душе, занимаясь с интересом танцевальной деятельностью, ребенок реализует свой творческий потенциал, а значит, делает сознательный шаг в сторону все более успешной социальной адаптации.

В методико-воспитательном отношении мы попытались активно вовлечь в работу личностно развивающий потенциал разновозрастного детского творческого коллектива.

В методико-дидактическом аспекте особое внимание мы уделяли возможностям использования метафоры в процессе обучения танцу.

В предметно-содержательном плане основным фактором социальной адаптации выступал танец. Танец, вне всякого сомнения, должен занимать важное место в жизни современного ребёнка. Многообразны, но пока еще малоизученны личностно развивающие возможности детской хореографии. Мы твердо уверены в том, что танцевальная деятельность детей не должна сводиться только к эстетическим функциям, ведь танец чрезвычайно близок по своей двигательной природе к отдельным видам физической культуры, а по эстетическим параметрам -- к духовной.

В организационно-практическом отношении нам потребовалось осуществление целого комплекса мероприятий. Так, помимо углубленного знакомства с детьми и их родителями, изучения исходного уровня развития способностей ребят, их общей загруженности в музыкальной школе, других образовательных учреждениях, помимо комплексного анализа методико-дидактических условий для проведения учебных занятий (как дома, так и в школе), нам потребовались: работа с литературными источниками по изучаемой проблеме; составление плана опытно-экспериментальной работы; прогностическая корректировка целей, задач и содержания своей авторской образовательной программы; подбор особого, соответствующего имеющимся условиям, танцевального репертуара; подбор и запись музыкального сопровождения для учебных занятий и концертных выступлений; приобретение танцевальной обуви и особой формы одежды для занятий; прохождение целевой психолого-педагогической стажировки в НИПКиПРО; приобретение фото-, аудио- и видеоаппаратуры; составление учебного расписания и др.

Проведенные нами срезовые психолого-педагогические измерения показали, что в процессе личностно-ориентированного изучения хореографического искусства, последовательного освоения программного репертуара, эмоционально-художественного общения в детском творческом коллективе обучающиеся все глубже познают привлекательность высокогуманистических, истинно человеческих чувств, индивидуальную ценность культурно-ориентированных взаимоотношений. Таким образом, у наших воспитанников более активно формируется эмоционально-ценностная сфера личности, они постепенно становятся способными постигать самые сложные культурно-эстетические нормы и ценности современной жизни.

Поскольку танцевальное творчество выступает для нас одним из самых эффективных средств развития эмоционально-личностной сферы жизнедеятельности, фактором расширения индивидуально-группового двигательного опыта, ресурсом активизации творческой фантазии, то в ходе межличностного взаимодействия появляется возможность оказать практическую помощь детям, воспитывающимся в приемной многочисленной семье: помочь обрести социальную уверенность, почувствовать стремление взрослых помогать им, ощутить свою значимость в общем деле, прожить ситуацию успеха.

Что я приобрела лично для себя как педагог-профессионал в ходе проведенной опытно-поисковой работы? Прежде всего, я смогла адаптировать свою авторскую образовательную программу <Сказочный мир танца>, приспособив ее для занятий с детьми в возрасте от 3 до 17 лет в семейной танцевальной группе <Росинка>. Мы стремились не только способствовать творческому и общему физическому развитию обучающихся, но и формировать у них знания о танце как об одном из видов искусства, учить правильно и красиво двигаться в танце и в повседневной жизни. Был также создан методический комплект фото- и видеоматериалов.

Обобщая результаты своей опытно-поисковой работы, мы сформулировали в качестве наиболее важного принципа необходимость тесного взаимодействие танцевального коллектива с другими объединениями эстетической направленности. Схема такого взаимодействия представлена на рис. 1.

Система взаимодействия семейного танцевального коллектива <Росинка> с другими объединениями художественно-эстетической направленности

 

Опыт успешной адаптации авторской образовательной программы <Сказочный мир танца>, приобретенный нами в условиях целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса в танцевальной группе <Росинка> приемной семьи А. А. и Л. Н. Плучевских, позволил нам в итоге, во-первых, наиболее оптимальным образом выстроить освоенное содержание образовательной деятельности, во-вторых, более четко структурировать воспитательно-образовательный процесс и, в-третьих, представить на суд своих будущих коллег-профессионалов, работающих с многодетными приемными семьями, определенный методический продукт -- структурно-технологическую матрицу эффективной организации танцевальной деятельности в приемной многочисленной семье (см. таблицу).

Учебная
 
работа
Теоретические
занятия
Хореография
как вид искусства
Элементы
музыкальной
грамоты.
Основные
понятия
музыкальной
терминологии
Этюдная
работа
Основные
термины
и понятия
по изучаемым
темам
Практические
занятия
Классический
танец
Этюдная
работа
Постановочная работа
Разработка
танцевальных
комбинаций
Партерная
пластика
Танцевальная
импровизация
Репетиционная работа
Концертные
выступления
Воспитательная
работа
Подготовка и проведение массовых праздников и мероприятий
· Праздник и игровая программа <Осенние колокольчики>
· Праздник <День рождения МАМЫ>
· Новогодние праздники <Староновогодний винегрет>, <Рождественские гадания>
· Праздник посвящения в танцоры <Хрустальная туфелька>
· Игровая программа <День смеха>
· Праздник <Весенний пирог>
· Поездки в театр, экскурсии
· Индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями
Концертная
деятельность
· Изготовление костюмов
· Запись фонограмм
· Подготовка сценариев и ведущих для концертных программ
· Участие в мероприятиях, фестивалях и конкурсах районного, городского, областного, регионального уровней

 

Структурно-технологическая матрица эффективной организации деятельности семейного танцевального коллектива <Росинка>

Комплексная многомерная оценка достигнутой результативности учебных занятий танцем в семье А. А. и Л. Н. Плучевских включала в себя следующий набор конкретных диагностических действий:

1. Системный анализ целостного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемый на протяжении всего периода реализации проекта (устный и письменный опросы, викторина, анкетирование, тестирование, эмпирические методы оценки изменений, касающихся как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по всем направлениям воспитательно-образовательного процесса: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности).

2. Оформление портфолио личных учебных достижений обучающихся. В специальную папку помещаются <Листы индивидуальных достижений> по теоретическим знаниям и практическим умениям, изучаемым по программе (освоение навыков отмечается с помощью баллов, фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам, заполнение листа ведётся учителем или самим учеником). Это позволяет учащемуся видеть своё продвижение, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3. Создание почётного альбома творческого танцевального коллектива семьи Плучевских. В альбоме представлены дипломы, грамоты и благодарности -- как коллективные, так и индивидуальные, как за творческие достижения, так и за успехи в воспитательной и социальной областях.

4. Создание презентаций, видеоотчётов о проводимых мероприятиях и выступлениях.

 

В период подготовки этого номера журнала Любовь Николаевна была награждена премией фонда <Почётный гражданин Отечества>, а также памятным знаком <За труд на благо города>, церемония вручения которого проходила в рамках праздничных мероприятий, посвященных 115-летию Новосибирска.

Источник:
По материалам НИПКиПРО
Толкования Славянских имен
slavka.biz
Купить справку в бассейн без очередей. Звоните прямо сейчас
kupispravki.ru
для писем: